che_telcontar ([info]che_telcontar) wrote,

Выборы. Похождения идеалиста.

Я сам записался в наблюдатели и был готов на всё. Раннее пробуждения, скандалы в избирательной комиссии и ночь в участке (избирательном или милиции - на выбор). Единственное, чего я не ожидал - это осознания своей полной бесполезности и беспомощности. Но... всё по порядку.

Участок.
Чтобы приехать на улицу Красина, доселе неведомую мне и живующую своей жизнью где-то между Краснопресненской и Маяковской, мне пришлось подняться в 6 утра. Первый подвиг бурного дня был совершен успешно, и ровно полвосьмого я был в стенах заурядной школы, где находились аж две участковых избирательных комиссии - №92 и №95.
В моей 92-й я увидел несколько пожилых женщин, молчаливого мужчину-единоросса и гораздо более молодую по своему составу избирательную комиссию. Возглавляли её строго одетый, целиком и полностью поддавшийся чарам свалившейся на него власти председатель и пропитавшийся тем же духом заместитель. И по поведению, и по выправке, и по общению они очень походили на кадровых офицеров. Члены избирательной комиссии, в их иерархии, по-видимому, соответсвовали младшим лейтенантам, а наблюдатели - не то солдатам-первогодкам, не то - презренным штатским.
Вялые тётушки-наблюдатели и их молчаливый коллега были направлены от ДПР (аж в двух экземплярах), Яблока, КПРФ и Единой России. Они работали на выборах не впервый раз, и всегда они приходили на участок за одним и тем же - заработать денег.
Это была элита, старая гвардия, знакомая с половиной комиссии и твердо усвоившая: чем меньше они будут вмешиваться в происходящее, тем быстрее комиссия закончит считать и они отправятся домой. Чем лучше будут их отношения с председателем, тем вероятнее они получат копию протокола и прочие бумаги, по наличию которых партия оплатит труд наблюдателя.
Говорить с ними было бесполезно - это я понял после первых же минут голосования, когда попытался организовать совместный подсчет прошедших к урнам избирателей. Бабушки хором покрутили у виска со словами: "Ты что, с ума сошел? Успокойся и учись у нас, мы уже сто лет на выборах сидим"
Полтора часа я считал один, а потом попросил женщину из ДПР продолжить благое начинание, оставил ей листок и ушел сопровождать переносную урну.

Кооператив.
Выйдя с участка в 9.30, моя группа (2 члена избирательной комиссии, я и наблюдатель от Яблока) ходила по инвалидам рекордное количество времени - до 15.30, собрав у неходячих 30 голосов.
Большинство наших избирателей доживало свой век в кооперативных хрущевках, 40 лет назад заселенных семьями КГБ. Галерея лиц - старики и пожилые женщины, почти все - воевашие в Великую Отечественную, а потом - служившие, или провожавшие мужей на невидимые фронта. С трудом ходящие, но очень бодрые, улыбчивые и чистоплотные. Одинокие, доживающие в квартирах с роскошью тридцателетней давности. С африканскими статуэтками и южноазиатскими тарелками, с антикварными приемниками "Grundig" и поношенными кителями.
Эти люди не скрывали, а скорее - демонстрировали свой выбор: Путин. Одну из женщин мы застали за пишущей машинкой. На полке, на самом видном месте, стоял двенадцатитомник Стругацких - они стали свидетелями, как "Единая Россия" получила еще один голос.
Впрочем, всё было предсказуемо - разведчики без условностей считают Путина своим.
Моя коллега из "Яблока" находила общий язык со всеми. К демократам эта женщина имела весьма посредственное отношение - "Я, бывший секретарь ячейки КПСС, хотела идти от КПРФ. Но вакансии были только у "Яблока"". От неё бабушки и дедушки узнавали, как лечить позвоночник, она впитывала информацию находу и тут же превращала её в сплетни. Она была бы безобидна во многих коллективах - но только до двух дел нельзя допускать таких людей: до политики и до преподавания.

Непонятки
Когда я вернулся на участок, там мирно дремали лишь два наблюдателя. Остальные либо обедали, либо - ушли сопровождать урны. Я так и не добился ответа, сколько всего было маршрутов и сколько народу должно было проголосовать.
У избирательной комиссии сначала не было точных цифр (устные заявления поступали на протяжении всего дня), а потом возникло заоблачное число 200. Две пожилые наблюдательницы ходили с урной номер 2, но, по их же словам, обошли не более двадцати квартир (точное количество они не помнили). Людей, которые сопровождали урны №3 и №4 я вообще не обнаружил - либо их не было, либо - не признавались. Не мог я получить внятного ответа - сколько раз путешествовала каждая урна.
По расспросам очевидцев - по одному разу. Также известно было ,что моя группа ходила дольше всех. Но как, как во время подсчета голосов в урнах 2, 3 и 4 оказалось 189 билютеней? (в урне №1, которую сопровождал я, нашлось ровно 30 ожидаемых листов). Тётушки в комиссии показывали мне страницы записей в своих журналах и стопки заявлений. Председатель, когда я обратился к нему с этим вопросом, сделал первое замечание. Уследить же за всеми сразу и собрать доказательства, что с переносными урнами вышла лажа и написать на их основе жалобу у меня не выходило.

Изгнание
В 20.00 закончилось голосование, и комиссия неспешно начала подводить итоги.
Сначала заместитель собрал со столов все чистые бюлетени и... унес их в отдельную комнату. Там, насколько я понял, находился штаб комиссии и наблюдателей туда не пускали. Тут, конечно, надо было сразу бить в набат и писать жалобу - но мои мысли были заняты в тот момент переносными урнами. Прозевал, в общем.
Первые бюлетени легли на стол в 21.30.
Стационарные урны вскрыли в 22 часа.
в 22.20 член избирательной комиссии - дедушка-коммунист - нашел в куче десять аккуратно сложенных вместе бюлетеней. Вброс!!!
Председатель не сомневался долго - приказал развернуть и сложить в общую стопку.
Я засомневался, позвонил в штаб СПС юристу и воспроизвел ситуацию. Юрист заметил, что закон не позволяет вычислять по таким "пачкам" нарушение и велел наблюдать дальше... Но тут возник свирепый председатель, слышавший какую-то часть разговора.
В итоге А.В.Охрименко назвал мои действия "Порочащими его и избирательную комиссию", вручил "Решение" с формулировкой "За совершение действий, препятствующих работе избирательной комиссии" и торжественно удалил из помещения с помощью милиции.

Так закончились мои похождения. Или - еще не закончились. Завтра вечером поеду в штаб СПС - будем писать жалобу. Воспитательные "решения", видимо, не оказали на меня действия, и я до сих пор уверен: выражать сомнения в правильнсоти цифр, допытываться до истины и советоваться с юристами - безусловное право, данное мне как наблюдателю на выборах.

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

[info]sergey_olshin

December 3 2007, 00:08:18 UTC 4 years ago

Я проголосовал за ЛДПР (основной лидер которой Жириновский Владимир Вольфович).
Так как я голосую впервые (мне 18 лет), меня поздравили и подарили диск "Мой выбор 2007, 2 декабря, совет молодёжных инициатив ВАО города Москвы", флаер для бесплатного прохода на какую-то студенческую вечеринку и фигурку декоративную т.м. "Remeco Collection" (в виде мышонка, похоже на подставку для сотового телефона).
Очень доволен. Мелочь, а приятно. :)
Кстати, те, кто проголосовали за Единую Россию, на мой взгляд, самые настоящие зомби, очень обидно, ведь они считают, что отдали голос за Путина, но он здесь не причём, мы же не президента выбираем в конце то концов. А их "грязная" агитация вызвала отвращение у большого числа людей.

[info]che_telcontar

December 3 2007, 05:47:56 UTC 4 years ago

На моём участке молодежи раздавали значек и обложку для паспорта в цветах российского флага.
Лет пять назад, в Чайковском, помниться, выдавали упаковку китайских фломастеров.
Ценность подарков, как видно, увеличивается - значит возвращаются времена, когда выборы были настоящим праздником, но ничего не решали...

[info]memiuri

4 years ago

[info]leninpolimorfed

December 3 2007, 05:18:25 UTC 4 years ago

Да.... Я, конечно, подозревал, что это дрянь, но чтоб такая...

[info]aleksisius

December 3 2007, 07:09:05 UTC 4 years ago

Привет. Сколько народу знаю, большинство против ЕдРа голосовало, может я конечно живу в таком окружении, но интернет тоже говорит об этом. А тут 63% за ЕдРо. Теперь понятно как это происходит. Там 10, там 20, там 30, а в целом большая куча выйдет, где-то засекут, где-то нет.

Единственно я не понял, как это состыкуется со списком пришедших, они потом сами задним числом в журнал вписывают пришедших? Или такими "мелочами" вообще не занимаются?

[info]angels_luseven

December 3 2007, 11:09:49 UTC 4 years ago

я не понимаю, -зачем- люди голосовали за ЕР добровольно.
а если ЕР такие хорошие, то -зачем- было стольких граждан (особо, бюджетников) заставлять, шантажировать, вбрасывать голоса в конце концов? обидно, что партия на это молчит или уклоняется от ответа...

[info]aleksisius

4 years ago

[info]aleksisius

4 years ago

[info]aleksisius

4 years ago

[info]aleksisius

4 years ago

[info]kartaheno

December 3 2007, 07:24:21 UTC 4 years ago

А толку-то?
А если это случайность? пришла компания студентов или ещё кого-нибудь ,все вместе проголосовали и занунули всё вместе в урну.
От дисквалификации одного участка ЕдРо не погибнет.

[info]che_telcontar

December 3 2007, 11:55:13 UTC 4 years ago

Юридически так и есть. Случайность. Вброс нужно было ловить "по факту".

А смысл борьбы, причина нахождения наблюдателей на участке в том, что мы должны принципиальнее относиться к закону, чтобы другие также безоговорочно принимали наши права и свободы.

[info]angels_luseven

December 3 2007, 11:05:14 UTC 4 years ago

мне ничего не дарили, да и чего ждать от маленьких Электроуглей в 6 вечера.
голосовала за Гражданскую Силу, они мне больше всех понравились.
если им прогнозировали 3%, какова тогда часть вброса, а? ну да это не факт..

спасибо хоть на меня никто не давил.
очень жалко пациентов больниц, которых не кормили, пока не проголосуют как надо. и многих других..

[info]che_telcontar

December 3 2007, 11:56:44 UTC 4 years ago

Если бы в стране было хотя б 10% ЧГКшников...

А спациентами этими ты сама общалась? Или это у тебя из ЖЖ информация?

[info]aleksiyng

December 3 2007, 12:28:57 UTC 4 years ago

Я вообще ни за кого не голосовал, но результатом доволен, а именно: в Думу не прошли Чубайсы и Хакамады и мало процентов набрала КПРФ - Признаться у меня был соблазн проголосовать за ЕР назло всяким Чубайсам и коммунистам. А парламентская демократия со всеми своими партиями давно себя изжила - сегодняшняя Дума почти ничего не решает - и правильно. Я бы оставил только Общественную палату.
П.С. Если бы нашлась такая партия, первым пунктом программы которой была ликвидация Гос. Думы=)- я бы с удовольствием за неё проголосовал.

[info]aleksiyng

December 3 2007, 12:57:43 UTC 4 years ago

И ещё, люди, это, конечно, очень похвально, что все тут за "честнные выборы" и пр. (особенный респект Андрюше, несмотря на всю его наивность и идеализм=))), но ЕР победила и такую победу не фальсифицируешь. А главным достижением етих выборов считаю провал коммунистов - теперь абсолютно ясно, что они - это вчерашний день и слава Богу!
http://i032.radikal.ru/0711/f2/6e3fb1202986.jpg :)

[info]che_telcontar

December 3 2007, 15:28:32 UTC 4 years ago

На фоне всего прочего ситуация коммунистов не выглядит поражением - они могли и вовсе в Думу не попасть. Я думаю, что будущее у этой партии еще есть. И ведь голосуют за неё (как показало голосование на дому) вовсе не инвалиды...

[info]worczun

4 years ago

[info]vah_makaron

December 3 2007, 13:37:10 UTC 4 years ago

СПС-то заплатила?

[info]che_telcontar

December 3 2007, 15:25:29 UTC 4 years ago

Сегодня привез бумаги в их штаб, получил 1000 рублей.
Потом написал жалобу в ТИК.
Думаю, на этом моё участие в этих выборах закончилось.

[info]sphayros

December 3 2007, 13:40:35 UTC 4 years ago

Наш район

[info]dingir

December 3 2007, 16:16:42 UTC 4 years ago

вы молодец

Anonymous

December 4 2007, 05:31:08 UTC 4 years ago

Нда, сурово... Шаг в сторону - попытка к бегству, прыжок на месте - попытка взлететь?
(-Н)

[info]rootzzz

December 4 2007, 13:28:29 UTC 4 years ago

Как всегда, моё мнение такое: болт забейте на это дело. Давайте не будем идеалистами хотябы потому, потому что это утопия. Не для кого не секрет, что выборы НИЧЕГО не решают (что ты, Антон, и пытался нам доказать). Верю. За себя могу сказать, что кого бы там не выбрали, мне всё равно. Вот если бы выбрали президента - яхтсмена, я бы был рад. По крайней мере, у меня, как яхтенного конструктора, было бы больше клиентов и перспектив. А так - какая разница? У меня не тесный мирок и не зашоренный взгляд. Просто я знаю, что обстоятельства, включая правительство, это не то, что может повлиять на сильную личность. А на выборы я не ходил. не принципиально, просто как-то некогда было...

[info]che_telcontar

December 4 2007, 15:42:24 UTC 4 years ago

К сожалению, правительство повлиять на сильную личность очень даже может - если оно бессовестное, допускает коррупцию и сговаривается с криминалом, не дает гарантий защиты прав личности а, наоборот, преследует неугодных - то ПУХ-ПУХ - и нету сильной личности...
Потому что именно личности, люди с твердыми убеждениями, люди, не согласные лизать зад кому либо - мозолят глаз любому проходимцу. Если проходимец сидит во власти - жди беды.
Один из способ не пустить проходимца во власть - это свободные честные выборы. Выборы, которые действительно что-то решают.

[info]rootzzz

December 4 2007, 13:35:45 UTC 4 years ago

Да, а наблюдения интересные. Прикольно даже. )) Антоха, приезжай летом в Питер, оторвёмся по-человечески, на яхте прокатимся, искупаемся в балтике (она за дамбой тёплая, прозрачная, солёная и зелёная). Возьмём друзей, залезем на крышу, попялимся на мир сверху, посмотрим на звёзды, поорём песни, поругаемся с вахтёршей в общаге, посмотрим на фонтан на стрелке, на мосты и новую голландию... Всё будет хорошо. Я тебе точно говорю. Потому что плохо ещё никогда не было.))

[info]che_telcontar

December 4 2007, 15:44:08 UTC 4 years ago

С удовольствием! Торжественно клянусь, как говориться...
Возможно, мы с тобой и в декабре сможем увидеться. Но это - как с моими зачетами и работой.

[info]defrostik

December 5 2007, 11:11:25 UTC 4 years ago

обратись еще в кпрф. они обжаловать в суде собирались выборы, думаю еще один свидетель им пригодится. я тоже был наблюдателем. конечно, неиспользованные бюллетени никуда уносится не должны, их надо погасить до открытия урн.

[info]vjn

December 5 2007, 12:05:05 UTC 4 years ago

Ничего нового - все знакомые технологии. С открепительными, как у нас, толпами не бегали, или в России их нет? Я просто не в курсе :)

[info]che_telcontar

December 5 2007, 12:58:15 UTC 4 years ago

На моём участке открепительных выдали 50 штук, а пришло с открепительными (выданными на других участках) - около 200 человек. Для центра Москвы - норма, на мой взгляд. Махинации с открепительными в других местах были. Уйма. Все не упомянешь...

[info]ex_kambodja

December 5 2007, 22:10:26 UTC 4 years ago

http://kambodjaa.livejournal.com/7008.html

осколки выбора

[info]ivan_cherkasov

December 6 2007, 10:47:04 UTC 4 years ago

ты молодец :)

Женя Руденко все хочет с тобой поговорить по поводу сотрудничества, мы ведь открыли новую газету в нашем городишке... :)

[info]thumm

December 6 2007, 22:01:38 UTC 4 years ago

Во-первых, спасибо огромное за историю.
Во-вторых, на всякий случай - вдруг Вам или кому-то еще в будущем пригодится - воспроизведу по памяти инструкции, которые мне давали по поводу выносных урн и т.д., когда я работал наблюдателем на выборах в МГД 2 года назад:
1. На участок в первый раз прийти нкануне, в субботу вечером, представиться, показать документы и попытаться наладить какую-то основу человеческого контакта;
2. На момент выхода группы с урной, должен быть список желающих проголосовать, он должен быть показан наблюдателям, если нет - писать жалобу
3. С урнами (особенно если их несколько) самому не ходить (если есть кто-то еще из заслуживающих довери наблюдателей, можно кого-то послать, но ни в коем случае не оголять участок) - именно в этот момент на участке могут быть вбросы (или, как в вашем случа, могут послать по домам еще одну, нике не контролируемую, урну)
4. По возвращению урны проверить совпадение числа заявок на старте и числа голосов на финише, если есть несовпадение - писать жалобу.

[info]a_nitka

December 9 2007, 12:54:41 UTC 4 years ago

Омг. странно как =(
Ну все равно же за ЕР голосует куча народу. я поэтому ине понимаю, зачем фальсифицировать. в упор.
Я когда 2 года назад ездила с выездной -- все бюллетени из нее ( в кол-ве 5-6 не помню точно штук) были за ЕР. Конечно, 5 бюллетеней--не статистика, но, все же, показатель.
Я че-т не пойму, за наблюдательство платят много денег?!?!? чтобы прямо так...

И разве, имеют право не дать все протоколы наблюдателю?
Нам дали тогда все спокойно. мирно. тока поздно =( в первом часу ночи смогли уйти.

[info]terehov_alexei

December 10 2007, 12:12:51 UTC 4 years ago

Доброго Времени суток. Я корреспондент столичной городской газеты Мой Район
Сейчас пишу текст о фальсификации на выборах, и очень хотел бы поговорить с Вами.
Мои контакты
Тел: 8-903-546-71-77
Mail: aterehov@mr-msk.ru
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…